умраке истории мы теряем самое дорогое – живой дух города

Сегодня из коллективной памяти дончан стерты многие важные ориентиры. Нас лишили твердых моральных, культурных, политических и экономических оснований, всучив взамен гламурный пустоцвет.

Говорят, что в Донбассе нет самобытной культуры, что процесс ее становления только идет. Утверждают, что исторический фон нашего края беден и наши герои еще не совершили своих подвигов. В этом есть определенная доля истины, но справедливо и то, что при полнейшем равнодушии общества убивается то, чего край и его столица достигли за полтораста лет осмысленного и овеществленного существования.

Что век грядущий нам готовит?

Кичась (порой чрезмерно) мощью нашей индустрии, мы забывает, что она только базис, только основа для того, чтобы строить благополучие народа, вольно или невольно принесшего себя в жертву молоху сначала наживы, потом государственной машины, и снова – наживы. Увы, последние два десятилетия, Донецк только и занимается тем, что отказывается от своей былой славы, от тех негромких, но выдающихся примет былого, от людей, чья судьба тесно переплелась с этим краем.

Избитая, но верная истина: «Стране нужны герои» работает и на региональном, местном уровне. Уровень жизни и высокие заработки это, конечно, замечательно, но ведь надобно же и за душой что-нибудь иметь. Причем отнюдь не на черный день, а на завтрашний. Мы зовем в гости просвещенную Европу, предлагаем Старому Свету проводить у нас крупнейшее спортивно-культурное мероприятие континента. Но вряд ли можно назвать дальновидным того, кто утверждает, будто европейский турист удовлетворится только зрелищем футбольных баталий. В конце концов, матч это всего лишь два часа в день. И что мы предложим гостям, кроме нашего нового замечательного стадиона и довольно посредственного пива?

Предложить, конечно, есть что. Необходимо только сохранить культурное наследие города. Оно невелико, но своеобычно. Надо вспомнить лучшие вехи истории города и края. Но не казенно, не по указке. Здесь поле непаханое инициатив для донецкого бизнеса. Последний, с подачи своих менторов из числа «варягов», приехавших за наши деньги учить нас жизни, так прочувствованно, так трогательно говорит о социальной ответственности перед обществом, что этому порой хочется верить. Стоит только напомнить (и хозяевам крупных корпораций, и представителям среднего и малого предпринимательства), что социальная ответственность предполагает весь спектр служения обществу.

Судьба художника в Донецке

Увы, допрежь мы только рушили. Один из самых ярких примеров – судьба уникальных панно работы художников монументалистов шестидесятых годов – Горской и Зарецкого. С каким трудом одна из лучших работ Аллы Горской – «Берегиня» со стены бывшего магазина «Рубин» — была сохранена для поколений будущих дончан. Да и не много ли мы хотим от власти, устами одного из своих чиновников заявляющей об этом шедевре: «Цена ей — троллейбусная остановка» (!). Слава Богу, что общественники сумели уболтать «Макдональдс», поселившийся в здании «Рубина», сохранить работу Горской. Но так получается не всегда. И уже ушла в небытие часть души и труда замечательного художника – панно со стены магазина «Марина», под угрозой работы Горской на пятой школе. Но под угрозой и сердце города. И душа каждого из нас – это ведь от нее таким образом отщипывают по кусочку.

Судьба произведений искусства в Донецке – тема отдельного разговора. «Газета…» намерена вести его. Столько сколько нужно. Мы не хотим, чтобы ушла в небытие в сыром подвале художественного музея коллекция старинной живописи (говорят, малые голландцы в ней есть), чтобы в очередном пожаре подвергались ужасу уничтожения замечательные мозаики донецкого ЦУМа, чтобы ушла не переплавку последняя часть старинной чугунной решетки горсада. Ведь это все наше, и, кто знает, — может именно так, по крохам, по граммочке, соберем мы пеструю, самобытную мозаику донецкой жизни и философии.

Послужи родному городу, Никита!

В последние годы Донецк активно ищет ориентиры во времени, на которые можно опереться, отправляясь в будущее. Город ищет имена, называя которые, набираешь секретный код на двери в вечность. Хорошо ли это у него получается? Да как сказать… Оно, конечно, спортсмен Бубка довольно известный человек. В границах Донецка особенно. Еще более известен певец Кобзон, которого угораздило родиться на севере области – навеки «наш». Оставим за рамками разговора дискуссию о том, стоит ли, нам, православным, живым людям памятники ставить, уподобляясь древнеримским язычникам. Зададимся иным вопросом – почему мы так упорно отказывается от имен людей, имеющих самое непосредственное отношение к Донецку, вошедших в историю мировую?

Ах, как прочно в Донецке забыли Никиту Хрущева… Известный публицист и политолог Владимир Корнилов несколько лет назад проводил на улицах областного центра опрос «Знаете ли вы, кто такой Хрущев»? Результаты были просто плачевными, особенно среди молодежи. А ведь этот донецкий шахтер был руководителем мощнейшей державы мира, диктовал условия войны и мира. Можно по-разному оценивать личность и деятельность Хрущева, но стоит ли Донецку забывать великого земляка, не лучше ли прагматично использовать этот бренд? В связи с этим вспоминается рассказ донецкого журналиста, спросившего у шведских ученых (заметим, весьма правого толка), посетивших наши палестины где-то в середине 90-х: как бы на вашей родине поступили с памятью такого человека, как Никита Хрущева. Шведы не думали ни минуты – как минимум именем такого человека назвали бы какую-нибудь библиотеку или научный центр, а то и улицу, а уж памятник бы поставили непременно, пускай и в неприметном месте…

И мы не против – пусть бы стоял бронзовый или гранитный Хрущев где-нибудь у проходной бывшего завода Боссе. Ушли в прошлое идеологические максимы, пора забывать об исторических распрях, то деливших, то объединявших общество. Остались имена, кои могут быть использованы городом в своих интересах.

Не роняя лица

Естественно, городским властям пора (давно пора!) заняться и лицом города. И речь идет не о косметическом ремонте фасадов и дорог. Надо бы подумать и о том, что в таком непростом индустриальном центре хорошо бы дать людям отдушину в виде затейливой архитектуры. А что? – объявили бы Донецк полем соревнования архитекторов со всего мира, инвестиций под это дело привлек ли бы, а? Глядишь, не только высотки унылые стали бы появляться в «чистом небе донецком». Впрочем, это уже совсем из области фантастики. А она у нас, как известно из старого анекдота, на третьей полке. А на первой книжки о промышленности, торговле и менеджменте. Такое время на дворе. Но время имеет счастливую способность проходить и меняться. А у Донецка есть неизбывная способность приспосабливаться к любым условиям. Жили мы при диком капитализме Юза, при беспощадной индустриализации Сталина, пережили разные эпохи и научились применяться к местности и обстоятельствам. Пора учиться уважать себя, свой город, своих сограждан. Бог в помощь нам!

    Автор: Олег ИЗМАЙЛОВ


1 Comment

Войдите, чтобы оставить комментарий