2 июня 2013 года в Украине отметили день работников водного хозяйства. Это профессиональный праздник тех людей, благодаря которым, у вас в квартире из крана идет вода. О том, откуда берется вода и как она попадает к вам мы и расскажем.

Как показал своеобразный соцопрос жителей Донецка практически никто не задавался вопросом откуда город “пьет” воду. Многие уверены, что в наших кранах бежит вода из Днепра. Кто-то думает, что нас поит Кальмиус. Часто мы не ценим того, что имеем, ровно как и не задумываемся о тех вещах, которые кажутся нам естественными. А ведь водную проблему наш край решил не так давно — в 1961 году.

Территория Донецкой области плохо обеспечена подземными и поверхностными водами. Основные водоносные горизонты имеют малую водообильность и содержат воду повышенной минерализации (1–3 г/л). А город Донецк находится на значительном удалении от полноводных рек, откуда мог бы производиться забор питьевой воды. 

До постройки в 1931 году в городе Сталино первого водопровода город получал воду из колодцев и скважин. К потребителям воду доставляли транспортом. Сначала гужевым, а позже автомобильным. Это было дорого и неэффективно. Пуск водопровода решил много проблем и позволил городу расти дальше. Кстати, численность столицы Донбасса в начале 1930-х была 200000 человек. Мы уже публиковали замечательные статьи Семена Левады о первом сталинском водопроводе, в которых автор детально описывает историю и техническое устройство водопровода.

«ВодонапорнаяСтарая водонапорная башня в Донецке на ул. Куйбышева, 31

Основным недостатком первого водопровода было то, что источником воды был водозабор, мощностью 500–600 кубометров воды в час. Этого было недостаточно для быстрорастущего промышленного края. Смелые планы по строительству канала, который бы обеспечил Сталино и близлежащие города достаточным количеством воды были реализованы в 1958 году, когда был запущен канал Северский Донец — Донбасс (на полную мощь он заработал через 3 года — в 1961). Была проделала огромная работа:  из общей длины канала (133 км), лишь 107 км — это традиционный наземный канал. Остальные 26 км — это дюкеры (трубопроводный водовод, снабженный насосом), проходящие над двумя реками, железной дорогой и глубокими балками. Наиболее крупный дюкер построен через балку Железную длиной 10,6 км с максимальным перепадом высот около 90 м, является уникальным сооружением такого типа.

Плакат. Обеспечим Донбасс водой. 1955 год.Плакат. «Обеспечим Донбасс водой». 1955 год. Канал Северский Донец — Донбасс по постановлению совета министров СССР будет построен в 1954–58 гг.

На строительстве канала Северский Донец — Донбасс

Для регулирования стока и бесперебойного питания канала водой на притоке Северного Донца — Осколе сооружается Краснооскольское водохранилище. Ниже по течению канала для обеспечения его бесперебойной работы в случае какой-либо аварии создано пять резервных резервуаров — водохранилище Карловское, Волынцевское, Артемовское, Горловское и Верхнекальмиуское, которые вмещают более 64 млн м³ воды. Именно Верхнекальмиуское водохранилище является заключительной точкой канала.

Канал проходит через Горловку. Октябрь 2012 г.

Диаметр такой трубы около 2 метров

Канал проходит под автомобильным мостом

Без преувеличения можно говорить, что канал Северский Донец — Донбасс — это водная артерия, без которого жизнь донецкой агломерации невозможно. И с каждым годом он не молодеет. Давайте не забывать об этом, как и о том, что лучшее лечение — это профилактика.

 

  • Текст: Алексей Федько

 



4 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий