В последние годы своего многолетнего руководства Советским Союзом Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Леонид Ильич Брежнев стал героем анекдотов. Но вначале он был достаточно энергичным руководителем одной из мировых супердержав. Любил дорогой Леонид Ильич совершать и поездки по регионам тогда одной большой страны. В начале 1967 года Генсек посетил Донецкую область.

Официальная версия визита

Во времена СССР нечасто в Донецкую область приезжали первые руководители государства, несмотря на то важное место, которое занимала всесоюзная кочегарка в системе промышленности страны. Это сейчас как минимум в год 3–4 раза наведывается на свою родину нынешний Президент Украины. По несколько раз в год бывает у нас в регионе и глава украинского правительства, а уж визиты вице-премьеров или отдельных министров на Донетчину происходят почти каждую неделю. А раньше любой визит высоких государственных гостей в наш край становился ярким событием в череде обычной жизни области.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев прибыл в ДонецкГенеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев прибыл в Донецк

Наступивший 1967 год для Советского Союза был особенным. Вся большая страна тогда готовилась достойно отметить 50-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции, события, давшего старт образованию на карте первого в мире социалистического государства. Эту дату собирались отмечать с самым широким размахом.

И, как тогда было заведено, славными трудовыми победами с многочисленными прославлениями руководящей роли Коммунистической партии, решения Центрального комитета которой и определяли развитие общественно-экономической жизни всего Советского Союза, союзных республик и отдельных регионов в частности. Такими основополагающими решениями на 1967 год были материалы декабрьского пленума ЦК КПСС 1966 года, которые по тогдашней традиции должны были широко поддержаны на местах на собраниях партийных активов республик и областей. Вот такое собрание готовилось и в Донецке, как раз на православное Рождество, субботним днем 7 января 1967 года. И в этот раз на активе должен был присутствовать высокий гость даже не из ЦК КПУ, а куда выше — Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Леонид Ильич Брежнев. Тогда он еще не был персонажем народных анекдотов и на лацкане его пиджака висели только две золотые Звезды Героя — Советского Союза и Социалистического Труда. Леонид Ильич находился в самом расцвете своих физических сил.

В те времена было обычным правилом, что руководители партии и правительства посещали регионы с целью ознакомления обстановки на местах. Настала такая очередь и для Донецкой области, руководство которой во главе со знаменитым первым секретарем обкома КПУ Владимиром Ивановичем Дегтяревым давно «заманивало» Леонида Брежнева в Донбасс.

1967 г. Л.Брежнев, Дегтярев и Щербицкий у здания Донецкого вокзала1967 г. Л.Брежнев, Дегтярев и Щербицкий у здания Донецкого вокзала

Естественно, к рабочему визиту столь высокопоставленного гостя готовились очень тщательно, стараясь показать все лучшее и проверенное, чтобы произвести на Генсека КПСС самое благоприятное впечатление. Так, в том же театре оперы и балета, где и прошло торжественное собрание партийного и хозяйственного актива области, в срочном порядке было приобретено дополнительно 15 журнальных столиков, сотня новых стульев и 30 кресел, ковров и ковровых изделий на 8 тыс. рублей, портьерной ткани 1,5 тыс. м, целый новый мебельный гарнитур — всего на 18,5 тыс. рублей. Понятное дело, что на всем маршруте посещения Донецкой области Леонидом Брежневым подбирались только проверенные КГБ и местными партийными организациями люди.

И вот в субботу, 7 января 1967 года, в 11.00 утра 1100 представителей парторганизаций городов и районов области «горячими аплодисментами встретили появление в Президиуме Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, члена Политбюро ЦК КПСС, Первого секретаря ЦК КП Украины П.Е. Шелеста, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, Председателя Совета министров УССР В.В. Щербицкого». Собрание открыл кандидат в члены Политбюро ЦК КП Украины, первый секретарь Донецкого обкома партии Владимир Дегтярев. А дальше было, как обычно в те годы. Свое слово сказал в Донецке и Леонид Брежнев. «Доклад был выслушан участниками собрания с большим вниманием и неоднократно прерывался продолжительными аплодисментами», — такие строчки в сообщении о собрании были в информации, переданной Радиотелеграфным агентством Украины (РАТАУ).

После выступления Генсека ЦК КПСС, как водится, свои речи говорили активисты партийной организации Донетчины. «Единодушно одобряя постановления декабрьского пленума ЦК партии, ораторы говорили о значительных успехах в развитии промышленности и сельского хозяйства области, о горячем стремлении тружеников городов и сел достойно встретить 50-летие Великого Октября и установления Советской власти на Украине, выполнить и перевыполнить плановые задания второго года пятилетки и взятые социалистические обязательства», — читаем в официальном сообщении о мероприятии. В завершении собрания партийного актива его участники, как обычно, спели партийный гимн.

Уже после торжеств в театре оперы и балета Леонид Брежнев побеседовал с руководителями партийных, советских и хозяйственных организаций Донецкой области об обстановке в регионе. На этом первый день визита Генерального секретаря ЦК КПСС на Донетчину был завершен.

Он продолжился уже в воскресенье, 8 января 1967 года, когда Леонид Брежнев посетил город Жданов (ныне это Мариуполь). Привезли руководителя Советского Союза на металлургический комбинат им. Ильича, где рабочие и инженеры рассказали ему об условиях труда, о своем быте и отдыхе. В новом цехе тонколистового стана «1700» «вальцовщик И.Г. Дьяченко сказал, что коллектив сейчас готовит новый трудовой подарок — намечает выпустить в юбилейном году выпустить 10 тыс. т металла сверх плана». В кислородно-конверторном цехе у Брежнева, Шелеста и Щербицкого произошла как бы неожиданная встреча — со студентом Донецкого политехнического института вьетнамцем Ву Динь Тхуаном, проходившего производственную практику на комбинате им. Ильича. Объяснения в цехах Леониду Брежневу давали тогдашний директор комбината им. Ильича, Герой Соцтруда Вячеслав Куликов, а также министр черной металлургии СССР Иван Казанец (он скончался в середине февраля 2013 года в Москве). Пожелав успехов коллективу предприятия, вечером 8 января 1967 года Леонид Ильич Брежнев отбыл из Донецкой области в Москву. Следующим местом его поездки по регионам страны стал город Горький.
Вот такая существует и поныне официальная версия рабочего визита в Донецкую область Генерального секретаря ЦК КПСС.

Умелые примеры лоббирования на высшем государственном уровне

Любой визит руководителя государства в регионы, кроме обязательных мероприятий программы, не обходится и без непротокольной части. Именно во время последней руководство области старается в личной беседе решить ряд неотложных для региона вопросов, т. е. практически занимается лоббированием интересов на самом высоком государственном уровне. Не был исключением и визит Леонида Брежнева в Донецкую область в январе 1967 года.

Совсем скоро после поездки Генсека в Донбасс Постановлением ЦК КПСС «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» от 21 января 1967 года было объявлено о создании в Донецке высшего военно-политического училища инженерных войск и войск связи. Так сбылась давнишняя мечта Владимира Дегтярева о расположении в столице Донбасса военного вуза.

По результатам приезда Леонида Ильича в нашу область была построена Ждановская автотрасса. Всем известно, что Брежнев был большим любителем «с ветерком» прокатиться на автомобиле. Вот было он таким образом собрался поехать из Донецка в Жданов, но по легенде Владимир Дегтярев, сделав круглые глаза, сообщил Генеральному секретарю ЦК КПСС, что это совершенно невозможно — нет по Ждановской дороге нормальной автотрассы: «Несколько лет пытаемся получить разрешение и средства на ее строительство у председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, но воз и ныне там!». Пришлось Леониду Ильичу добираться в приморский город на поезде, но уже после прибытия его в Москву вопрос о строительстве теперешней автомагистрали до Мариуполя был в скором времени решен.

Однако по итогам визита Генсека в нашу область не все прошло так гладко, как это сообщалось в печати. Может быть, после посещения комбината им. Ильича в рабочем дневнике Леонида Брежнева и появилась следующая запись за 15 января 1967 года: «По министерству черной металлургии. Средний персонал получает низкую зарплату. С автотранспортом — обслуживание плохое. С больницами не решено, люди не прикреплены еще к определенным». А по поводу одного, можно назвать, ЧП даже пришлось собирать закрытое заседание бюро Донецкого обкома компартии Украины. Об этом случае надо рассказать отдельно…

Неизвестный документ из «Особой папки»

Среди донецких краеведов существует байка о курьезном случае, приключившимся с Леонидом Брежневым на вокзале станции Донецк во время его визита к нам в январе 1967 года. Дескать стоял Генсек со свитой на перроне, покуривая свою любимую папиросу «Новость», и прощался с руководством области. Вдруг слышит паровозный гудок и видит, что его, литерный (то есть специальный поезд) начинает движение. Пришлось Леониду Ильичу, как обычному пассажиру: руки в ноги — и бегом за уходящим составом. Естественно, рядом с ним бежало все руководство Украины и области, а впереди всех — начальник Донецкой железной дороги Яков Николаевич Кривенко. Конечно, потом быстро состав остановили и Леонид Ильич занял место в своем персональном купе. Говорили, что после этого инцидента были сняты с работы несколько железнодорожников и получили строгие выговоры руководители Донецкой ж/д, в т.ч. и сам ее начальник. До сих пор эта легенда не была подтверждена документально, но, как удалось совсем недавно выяснить «ДН», такое ЧП действительно вполне могло иметь место.

Об этом удалось узнать после просмотра ранее совершенно секретных документов из так называемой «Особой папки» обкома партии, хранящейся ныне в фондах Государственного архива Донецкой области и официально рассекреченных в лишь последние годы. Так вот, почти ровно через месяц (4 февраля 1967 года) после визита Леонида Брежнева к нам, на закрытом бюро Донецкого областного комитета партии Украины было принято специальное постановление обкома «О серьезных недостатках в организации отправления и безопасного движения специального поезда №10 Донецк — Москва (Литер А) на Донецкой железной дороге» (Государственный архив Донецкой области, Ф-П326, оп. 95, д. 27 на двух листах).

Из этого документа выясняется, что «8 января 1967 года спецпоезд №10 Донецк — Москва (Литер А) был отправлен со станции Донецк со значительным опозданием…» Таким образом, выясняется, что если, следуя содержанию вышеприведенной исторической байки, Генсек сделал пробежку за поездом после того как «замаялся» уже ждать отправления на вокзале станции Донецк. Бюро обкома посчитало, что «эти действия явились результатом безответственного отношения со стороны руководителей Донецкой железной дороги Кривенко Я.Н. и Круглова Г.В., которые не разработали четкого порядка отправления спецпоезда со станции Донецк…» Тогдашние руководители нашей железной дороги в тот раз легко отделались, т. к. хотя они были и «достойны самого жесткого партийного взыскания, но т. к. они сделали соответствующие выводы», то было решено ограничиться лишь обсуждением данного инцидента.

В этом некогда совершенно секретном документе упоминается и еще об одном, более серьезном (по меркам охраны высших государственных лиц) неприятном для Леонида Брежнева моменте. Оказывается, что его спецпоезд (Литер А) при, вероятно всего, следовании на обратном пути в Москву, был пущен «по перегону Краматорск — Шпичкино по аварийному участку».

Не исключается даже такая возможность, что в ходе своего рабочего визита в Донецкую область 7–8 января 1967 года Леонид Брежнев посетил еще один город — Краматорск, а не только Донецк и Жданов. Только об этом визите до сих пор нет абсолютно никакой информации.

И что же мог смотреть в Краматорске руководитель советского государства? Не исключено, что он мог заехать на один из флагманов советского тяжелого машиностроения Новокраматорский машиностроительный завод им. Ленина, директором которого в тот год был будущий председатель Совета министров УССР, а потом один из премьер-министров Независимой Украины Виталий Масол. К этому предприятию имеется со станции Шпичкино двухпутный односторонний железнодорожный подъездной путь. А показать руководителю Советского Союза на НКМЗ было что! Кроме новых, там строящихся металлургических станов или шагающих экскаваторов, Леонид Брежнев мог посмотреть и на новейшее оборудование оборонно-промышленного комплекса. По всей вероятности, может быть поэтому о возможном посещении завода нет ни единого упоминания ни в «Краматорской правде», ни в заводской многотиражке «За технический прогресс». Тогда гостайну охраняли очень строго!

В то время НКМЗ активно участвовал в изготовлении военной техники, создавал опытные и серийные образцы, аналогов которым в мире не было. С помощью новокраматорского пускового оборудования и кранов устанавливались в шахтах и взлетали с космодромов советские межконтинентальные боевые и мирные ракеты. Ведь на НКМЗ с 1951 года существовало целое спецпроизводство, в состав которого входили СКБ, СТБ и механический цех №6. Быть может, кто-либо из живых свидетелей того возможного посещения Новокраматорского машиностроительного завода вспомнит о некогда совершенно секретном посещении руководителем СССР Леонидом Брежневым их предприятия в январе 1967 года? Сегодня это не составляет государственной тайны и секретной информацией не является, зато может раскрыть еще одну неизвестную страницу в истории Донецкой области и города Краматорска!

Автор статьи надеется, что у этого материала будет еще продолжение.

 

 



Войдите, чтобы оставить комментарий