Она не имела звания «народной» или хотя бы «заслуженной», она даже не работала профессиональной актрисой. Она просто безумно любила театр и сумела передать это чувство своим воспитанникам.

В середине 1950-х в Донецком дворце пионеров (сейчас областной Дворец детского и юношеского творчества) возникла театральная студия. Возглавила ее актриса и коренная ленинградка Мария Ивановна Саввина. В шахтерской столице она оказалась из-за мужа: будучи военным, он менял места жительства не по своему желанию. Трудно сказать, почему она, имея профессиональное образование и опыт работы в театре имени А.Пушкина, не пошла работать в театр имени Артема — возможно, побоялась, что не овладеет в должной мере украинским языком. Но страстная любовь к искусству Мельпомены требовала выхода.

Здесь все было как у профессионалов — «застольный период», репетиции, премьеры, прокат спектаклей. Репертуар шел серьезный: «Горе от ума» А.Грибоедова, розов-ские пьесы «В добрый час», «В поисках радости», инсценировки литературных произведений «Как закалялась сталь», «Сын полка» и т.д. К каждому спектаклю шились костюмы, готовились декорации. И дисциплина была строжайшая: театр для Саввиной и ее воспитанников был священным храмом, служение которому не терпело малейшей небрежности.

Спустя десятилетия они вспоминали о ней с благодарностью, собравшись в честь 100-летия со дня ее рождения во Дворце детского и юношеского творчества.

- Мария Ивановна внушала нам какой-то благоговейный страх, — рассказывал инициатор встречи Павел Кравцов, ныне доктор медицинских наук, профессор, директор научно-лечебного центра «Виктория». — На репетицию опоздать — Боже упаси! Она восхищала нас своей строгостью, общалась с нами без всяких скидок на возраст, как со взрослыми. Театральные уроки для нас становились уроками нравственности.

Павел Яковлевич вспомнил, как однажды вызвал возмущение Марии Ивановны. В то время в городе гастролировал знаменитый театр Моссовета, и его пригласили сыграть в спектакле эпизодическую роль. Оказаться на сцене вместе с известными на всю страну актерами — такое казалось возможным только в розовых снах! Спектакль был назначен как раз на тот день, когда театральная студия Марии Ивановны показывала одну из своих работ, и он не слишком серьезно отнесся к самодеятельной роли. Саввина заметила это.

- Кравцов, вы — халтурщик! — воскликнула она, гневно сверкнув толстыми стеклами очков. Это восклицание запомнилось ему на всю жизнь. 

Ребята чувствовали, как Мария Ивановна тосковала по своей актерской профессии и по Ленинграду. Ветер, пропитанный Невой, и нарядная серая набережная, сверкающий шпиль Адмиралтейства и сфинксы, расправившие золотые крылья, горбатые мостики через каналы и витые цветы на ограде Летнего сада — все это снилось ей по ночам, всем этим грезили студийцы наяву. Неудивительно, что многие из них после школы поехали поступать в Ленинградский институт театра музыки и кино. Актерами стали не все. Но Саввиной удалось воспитать целое поколение потрясающе талантливых людей. Среди них актеры Эдуард Алексеев — блистательный Чацкий в «Горе от ума», Леонид Шевцов, сейчас он работает в Таллинском русском театре, Анна Телятникова — актриса Ленинградского театра кукол, Анатолий Ченский — артист театра имени Ленинского комсомола, известная артистка Донецкой областной филармонии Татьяна Ванифатьева (ныне уехавшая в Германию). 

Павел Кравцов вспомнил, как пришел к ним мальчик, который очень хотел быть при театре в любом качестве: ставить декорации, включать свет и играть хоть самые маленькие роли. Теперь это директор Донецкого коллежа, заслуженный работник народного образования Украины, кандидат экономических наук, почетный гражданин Европы, автор и ведущий телепрограммы «Истории из истории» Григорий Штейн. Другой молодой человек — Олег Беликов — пришел с желанием исправить плохую дикцию. Сейчас он — заместитель председателя комитета по культуре правительства Москвы, занимается административной работой и пишет стихи. Многие стали врачами. Не удивительно — у профессий врача и артиста много общего.

- Она сыграла в жизни каждого из нас такую же роль, как педагог Макаренко в жизни каждого из своих воспитанников, — сказал Павел Яковлевич. — Мы до сих пор называем друг друга именами сыгранных героев и разговариваем цитатами из спектаклей. Все, что я знаю о театре, об искусстве, о культуре поведения и нравственных принципах — все от нее. Впоследствии ничего нового я не узнал.

Директор ДДЮТ Тамара Величко показала бывшим студийцам репетиционную комнату и сцену, где полвека назад готовились и игрались спектакли. Сцена немного изменилась, но ее запах, священный для каждого артиста, остался прежним. Он напоминает о минувших счастливых днях и о дорогой Марии Ивановне, которой не каждого удалось сделать артистом, но каждого — личностью.

Гонг! Свет! Занавес! Мария Саввина вместе со студийцами Леонидом Тумановским, Василием Заикой и Павлом Кравцовым начинает спектакль (фото из архива П.Кравцова)Гонг! Свет! Занавес! Мария Саввина вместе со студийцами Леонидом Тумановским, Василием Заикой и Павлом Кравцовым начинает спектакль (фото из архива П.Кравцова)

Светлана ПЛАТОНЕНКО

 

‘ЖИЗНЬ-НЕДЕЛЯ’, 20.06.2002, № 90



Войдите, чтобы оставить комментарий