cof-thmb

Центральная обогатительная фабрика и ее поселок — типичный пример бурной в СССР эпохи индустриализации. Их история не уходит своими корнями во времена появления в здешних местах запорожских казаков Мандрыкиных, князей многочисленного семейства Иловайских, не связана с Юзом, Боссе, другими вершителями больших дел XIX века. Словом, не уж какая гротесковая история. Тем не менее…

Типичность обстоятельства, а также убедительная просьба нашей читательницы Елены Пахомовой рассказать о том, «откуда есть пошли» поселок и предприятие в нынешнем Пролетарском районе, взяли свое.

Sam_2413 Sam_2421

Серьезный посыл

Построить фабрику планировалось на голом месте, но на твердой экономической целесообразности и солидной сырьевой базе вокруг нее. Посыл для возведения предприятия был очень серьезный. В преддверии 1930-х Донбасс не случайно стал основной производственной базой для получения чугуна, стали, каменного угля, продукции химического производства.Несмотря на большой скрытый потенциал, отставали черная металлургия, железнодорожный транспорт, химическая и другие отрасли. За период с 1 октября 1927 по 1930 год ввоз в страну черных металлов составил 1 млн. 400 тысяч тонн. Одержимые идеей строительства социализма, советские люди работали исключительно под лозунгом «Выполним пятилетку в 4 года!». Под другими этого же толка. На волне доминирующей идеологии патриотизма, борьбы за выполнение планов, гордости за свою страну, что поучительно для настоящего времени, начала строиться и осваивала новую по тому времени технологию обогащения коксующихся углей и Чумаковская центральная обогатительная фабрика.

Генеральным проектировщиком ЦОФ стал институт Министерства черной металлургии «Гипрококс» (г. Харьков). В это же время другим харьковским институтом «Южгипрошахт» проектировались еще две крупные ЦОФ — «Кальмиусская» и «Ново-Узловская». Они ориентировались на разные технологии. Каждая с привязкой к конкретным маркам угля. «Чумаковская» — для обогащения угля марки «ПС».

За потребителями концентрата дело не стояло. Это — весь юг Украины. Мариупольский и Сталинский коксохимзаводы, в частности.

Планов, как трибунил известный пролетарский поэт, было «громадье». Производительность фабрики, рассчитанная на перспективу сотрудничества в цепочке «добыча угля — выдача кокса», ориентировалась на 400 т/час., или 2250 тысяч тонн в год. Не все, однако так быстро достигается, как сказывается. К этой производственной отметке пришлось идти годы, в течение которых остро обнажилась вопиющая то ли безграмотность, то ли небрежность, подготовки проекта. Строительно-монтажные работы были уделом треста (начальник Синицын, гл. инженер Попов)»Буденновуголь». Общее строительство осуществлял Сталинский трест «Углеобогащение». Управляющий И. П. Горлов, гл. инженер П. А Марусев.

Выбор стройплощадки — дело тонкое

Неудачное направление розы ветров с обращением ее острия в сторону Сталино уже тогда серьезно тревожило экологов и просто горожан, а еще больше жителей близлежащих поселков, а затем и многоэтажных микрорайонов. Предполагаемая компенсация очистки газов и их рассеивание за счет высоты труб котельных ожидаемого результата не принесла. Во всем остальном выбор площадки для строительства ЦОФ велся весьма скрупулезно. И прежде чем с ней определиться, пришлось многое учесть.

Место для строительства фабрики выбрали неподалеку от железнодорожной станции «Чумаково» на левом берегу Кальмиуса на тот момент в Буденновском районе. Укладка путей будущей ЦОФ гарантировала в южном направлении их стыковку с путями МПС ст. Чумаково, в северном — с магистралями крупного железнодорожного узла ст. Ясиноватая. Это — первое. Второе, третье, четвертое…

Стройплощадка равноудалена от шахт поставщиков угля (150 км) и потребителей готовой продукции — Мариупольский КХЗ — 100 км. Определяющим моментом в выборе места сыграл фактор отсутствия: под площадкой горных выработок в то время и в ближайшей перспективе; грунтовых вод; плывунов при незначительном уклоне поверхности. А также фактор наличия: источников технической воды — Кальмиусское водохранилище; перспективы водоснабжения за счет шахтных вод близлежащих действующих и шахт в перспективе.

Повезло проектировщикам в том, что в нужный момент в нужной местности оказалась свободной площадка требуемого — 20 га — размера да и еще с возможностью расширения участка в будущем. Рядом проходила ЛЭП, неподалеку трубопроводы технического и питьевого водоснабжения. Хорошей виделась перспектива обеспечения трудовыми ресурсами: можно сказать под боком поселок с какой-никакой инфраструктурой. По нашим ориентирам, это нынешний поселок Первомайка. Здесь в свое время действовала шахта.

Основными поставщиками угля для ЦОФ «Чумковская» определили местный трест «Буденновоуголь», а также загородные тресты «Орджоникидзеуголь», «Ворошиловоградуголь», «Краснодонуголь».В список включили несколько мелких шахт округи.

И… небольшой экскурс в историю вопроса. На заре прошлого века обогащение полезных ископаемых в России находилось в зачаточной стадии. Тольков 1910 году при Петербургском горном институте инженер Чеччет создал небольшую лабораторию по механическому обогащению руд — «Механобр». В тридцатых годах того же века в Сталино был создан небольшой филиал петербургской лаборатории. Вслед за этим в стране создали крупные научно-исследовательские организации «Гипрококс», «Ухин», «Гипрошахт», другие. Как бы там ни было, в проекты строящихся фабрик в основном закладывались зарубежный опыт под зарубежное оборудование. Со временем от того первого отечественного проекта образца 1930 года, как в той поговорке, остались лишь рожки да ножки. Долгие годы его тянули, дотягивали и, в конце концов, кардинально от первичного варианта изменив, воплотили в ЦОФ «Чумаковская». В годы таких крупных технических передряг фабрика приобрела ценный опыт, разработала и осуществила, вместе со страной, конечно, план реконструкции, позволивший ей стать передовым предприятием отрасли.

Историю писали… лопатой

И не только ею. 1932 — 1935 годы. Стык первой и второй пятилеток. Государство с потугами выкарабкивается из разрухи. В стране, в виду небывалой дотоле засухи, — неурожай. Свирепствует и повально косит людей голод. А фабрику надо строить. На энтузиазме, которым буквально дышал каждый советский человек, идет строительство ЦОФ «Чумаковская». 25 марта 1935 года. Эти день и год официально признаны датой ввода первой очереди предприятия в строй действующих. Но в этот день фабрика не отправила на конкретный коксохимзавод первую свою продукцию, а только осуществила пуск вхолостую первой очереди производства. И это уже была большая трудовая победа, к которой строители, монтажники и технологи шли почти пять лет.

Работа «на аккорд» — одна их особенностей того времени. Рассуждать о высоких материях некогда, да и особенно некому. Рабочий день — 12 часов, а то и — сколько нужно. Основная масса строителей — вольнонаемные артели и одиночки из близлежащих поселков и сел округи. Их удел — рыть траншеи, перемещать грунт, сооружать насыпи.Сплошь и рядом налицо эмансипация в конкретном своем проявлении. Женщины рука в руку с мужчинами роют котлованы, траншеи, женщины (50 человек) кувалдами дробят щебенку для изготовления бетона, женщины выносят и перемещают грунт, переносят всевозможные стройматериалы. Земляные работы только вручную. В 2 — 3 перекидки. Именно в это время в лексике Донбасса и появилось не очень благозвучное слово «грабари». В привязке к конкретной стройке «грабарь» подразумевал хозяина с лошадью и двухколесной тележкой. Невзрачным и тяжелым как работа, был быт грабарей. Семейные ютились в землянках у шламовых отстойников. Холостяки — мужчины и женщины порознь, в деревянных бараках неподалеку от стройплощадки.

Еще одни контингент строителей составляли монтажники из центральных районов города. Они доезжали трамваем до площади Буденного, а затем через балку Богодуховскую ножками топали к месту назначения. Были и репатреированные, до 2000 человек. Не конвойные, но и не до конца вольные. Так сказать, специфический стройотряд.

К наглядным примерам того времени стоит добавить еще кое-какие картинки. Для дальней перевозки грузов и людей использовались 2 — 3 автомашины. Питание — по карточкам. Норма хлеба — 800 граммов в день. Ударники получали доппаек на порцию в столовой. Кому его выдавать — решала бригада. Промтовары — по талонам. Профсоюзный комитет резюмировал, кому бесплатно выдать путевку в санаторий, дом отдыха. Нищета и бедность были главной отметиной людей того времени. Обстановка для нечистых на руку благоприятная. Но, как вспоминал через годы участник строительства с 1931 года Гавриил Онуфриенко, существовавший на стройке товарищеский суд ни разу не рассматривал дело о воровстве. От проходимцев и случайных людей очищались посредством артельных собраний.

Проблема с питьевой и технической водой некоторое время была в ряду первоочередных. В первые месяцы питьевую привозили в бочках из окрестных шахтерских поселков и разносили в бидонах по участкам. Натерпелись и с технической водой. Поначалу ее не хватало даже для бетономешалок. Шахтную подвели только на следующий год после начала строительства. А большая техвода пришла сюда из Кальмиусского водохранилища аж в 1935-м.

В ходе строительства главными инструментами были лопата, кайло, топор, кувалда. Ими, выражаясь фигурально, писалась история стройки. Особенно на первой ее стадии. Лишь какое-то время спустя сюда пришли маломощный подъемник грузов «Пионер» да лебедки. Вся масса строительных материалов, металлоконструкций, бетона переносилась и укладывалась в дело вручную. На носилках, тачками, а также при помощи быстро вошедших в моду «коза-носилок». Что это такое? Это когда на плечах рабочего размещаются усиленные носилки. На таких «достижениях» научно-технического прогресса строилась первая очередь ЦОФ «Чумаковская». Строилась так крепко, что даже взрывчатка оккупантов и годы войны не смогли порушить те первые объекты. В их числе и семиэтажное здание главного корпуса. Во многом благодаря высококачественному строительству менее чем через год после освобождения с подъездных путей фабрики на коксохимы области вновь пошли вагоны с обогащенным в ее цехах углем.

Директор с большой буквы

Не наверное, а точно надо быть очень грамотным специалистом, хорошим организатором, чтобы руководить коллективом на протяжении более тридцати лет. Родившийся еще в конце 19 века, в 1898 году, Константин Родяхин из таких. Став директором ЦОФ еще во время ее строительства в 1935 году, в молодости прошедший через трудности войны и разруху, он в зрелые годы сам сполна отдал себя стране и выбранной профессии. Поднял фабрику после войны, достиг-таки проектной мощности и вывел ее на устойчивый рейтинг передовых в стране. «Вежливый, невозмутимо спокойный, везде и во всем хозяин своего слова, уважительный и заботливый по отношению к коллегам по производственному цеху…». Таких эпитетов удостоился Константин Дмитриевич еще за несколько лет до своей смерти в 1980 году от людей, работавших и знавших его десятилетия. Родина наградила его орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. Донецк присвоил ему звание своего Почетного гражданина.

Фабричный поселок

Строился он, по обобщенному мнению его жителей, одновременно с предприятием. Двух и трехэтажные дома (всего таких 12) — только на улицах Пролетарской и Макеевской. Остальная застройка — добротные бараки. Сколь-нибудь архитектурной изысканностью и те и другие не отличаются.

Вполне устраивает родителей, педагогов и учеников ОШ №138, которая в прошлом году отметит свое 50-летие. Но есть одно «но». Улица Свет Октября, по которой в школу и обратно ежедневно ходят местные жители, — в глубоких колдобинах. С 1994 года просит заасфальтировать ее квартальная. Просьбы ее принимаются к сведению. Но асфальта на улице так и нет.

Есть у поселка и куда более важная проблема. Здесь нет детсада, яслей. До начала 1990-х они здесь были. Теперь на их месте красуются добротные особняки новых украинцев. И это при ситуации, когда детей дошкольного возраста в микрорайоне не менее 500.

- И куда же родители ребятишек определяют? — поинтересовался у председателя комитета самоорганизации населения микрорайона ЦОФ «Чумаковская» Татьяны Веселовой.

- Кто куда сумеет, — ответила собеседница.

Глаз положить в поселке особо не на что. Памятников архитектуры, культуры, здесь нет. Из монументальных сооружений — только знак скорби недалеко от центральной проходной, на улице Баранникова. Это — стела из пяти квадратных глыб красного гранита, установленных одна на другую. На плитах высечены фамилии и инициалы. Звезда и надпись «Трудящимся ЦОФ «Чумаковская», погибшим в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Какие еще достопримечательности и знаковые объекты есть в поселке? Уже само по себе хорошо то, что рожденная в лихолетья, пережившая войну, реконструкцию, перестройки, ордена Трудового Красного Знамени ЦОФ «Чумаковская» и сегодня среди работающих предприятий Донецка. Для настоящего времени это тоже неплохо.

z_f603aeb9 z_3a521337
z_37100048

Вид с породного отвала

  • Автор: Анатолий БИРЮКОВ
  • Фото автора, https://vk.com/club20055311
  • Источник: газета «Вечерний Донецк»


13 Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий