bosse-thmb

Боссе в Донецке так же популярен, как в СССР товарищ Иванов. И это аксиома. За относительно короткий исторический срок пришлый фамильный топоним своей популярностью затмил местные топонимы Прохоровка, Рыковка, Ларинка, Игнатьевка и другие. Парадокс, да и только. По состоянию на сегодняшний день, официально в Донецке нет ни завода Боссе, ни поселка, улицы — переулка его имени. Но спросите первого встречного в Ленинском, Кировском, Куйбышевском районах, в центре города, и он скажет и укажет, где и такой завод, и такой микрорайон.

Компаньон компаньона увидел издалека

Жизнь и деятельность Эдуарда Боссе (полное Ф.И.О. — Эдуард Теодор Боссе (Эдуард Артурович Боссе) в изложении его многочисленных биографов и почитателей богаты на даты, цифры, события, заслуживающие внимания каждого, кто интересуется этой незаурядной личностью.

Родился он близ городка Тамсалу, что в Эстонии, 19 октября 1854 года в состоятельной лютеранской семье. Отец его, Артур Боссе, был купцом первой гильдии, торговал мануфактурой. Официально считался рижским гражданином, хотя длительное время проживал в Санкт-Петербурге. Дети его, дочь Марго-Евгения и два сына — наш герой Эдуард Теодор и Артур Гаральд, — каждый по своему были талантливы и проявили себя в жизни достаточно ярко. Дочь в свое время была весьма известной актрисой. Артур Гаральд, 1861 г. р., — один из основателей в 1899 году завода по производству электроуглей для дуговых дамп, электрощеток и других изделий этого толка, был главным его управляющим. После революции уехал за океан, в Сантьяго, Чили, где и умер в 1937 году. Переживший много хозяев и различных социально-политических потрясений основанный им завод — ныне ОАО «Кудиновский завод «Электроугли» в одноименном городе Московской области — и сегодня на плаву.

Эдуард Боссе, как и многие люди его эпохи, учебе в России предпочел учебу в Щвейцарии. В престижном Политехническом институте Цюриха учился с 1874 года. 10 августа 1878-го получил диплом инженера. Чем занимался молодой человек и инженер в период вплоть до 1985 года, история умалчивает. Но в 1885-м, на 31-м году жизни, свидетельствуют источники, он работал в Обществе Франко-русских заводов в Санкт-Петербурге. Не надолго, однако, задержался Эдуард Боссе в городе на Неве. В том же 1885-м руководство общества направило его, можно сказать, на прорыв, на Юг России, где в самом разгаре шло строительство железнодорожной ветки Екатеринодар — Новороссийск протяженностью 254 версты (русская мера длины, равная 1,06 км). Э. Боссе в числе четырех тысяч рабочих 24 июня 1888 года присутствовал на торжественном открытии железнодорожной ветки и видел, как министр путей сообщения К.Н. Посьет серебряными ножницами с золотыми ушками перерезал ленточку и дал добро на работу магистрали и железнодорожного вокзала в Новороссийске. Тот год для Боссе стал знаковым. Он познакомился с немецким предпринимателем Рудольфом Генриховичем Генефельдом. Будущим своим компаньоном.

Реклама завода Боссе, Юзовка

Реклама завода Боссе, Юзовка

А потому как один и другой от природы были люди смотрящие вперед, то язык между собой они нашли быстро. Такого же человека они увидели в лице юзовского помещика и шахтовладельца Николая Рутченко. К тому временим последний весьма интенсивно торговал своей движимостью и недвижимостью. Участок земли у села Григорьевка Бахмутского уезда оказался тем самым лакомым куском, который и купили Боссе и Генефельд. На правом берегу речки Кальмиус они решили построить ни много ни мало, а машиностроительный и чугунолитейный завод. По одним источникам, в 1988-м компаньоны, а по другим — в 1986 году один Генефельд, в селе Петро-Марьевка на реке Лугань Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, ныне город Первомайске Луганской области купили купил фабрику оберточной бумаги. Но не фантики для конфет стали производить предприниматели на своем предприятии, а переоборудовали его в механический завод.

Два стартовых гектара

Это со временем машиностроительный и чугунолитейный завод распростер свои производственные мощности, вспомогательные цеха, иные службы, а также «именной» поселок на сотни гектаров. Начинали Боссе и Генефельд с двух десятин земли, чуть более 2 га, что купили у помещика и шахтовладельца Николая Рутченко. Неподалеку несет свои воды Кальмиус, что гарантирует снабжение водой технологию процесса обработки металла, считай рядом Григорьевка, чуток поодаль — другие села, что обещает рабочую силу. На месте, выбранном заезжими менеджерами для строительства завода, — густое разнотравье да редкий кустарник. И, сами понимаете, никаких наземных и подземных коммуникаций. Через годы люди заметят, что уж слишком громко компаньоны назвали свое детище — «Машиностроительный и чугунолитейный завод». На самом деле это была полукустарная мастерская с одним горном. Хотя и это уже другая сторона дела, задействованы на ней были 50 рабочих из местных крестьян.

Построенный в 1889 году, завод уже вскоре выпуска шахтные копры, небольшие котлы, кузнечные поковки, колосники, другие метизы… И одновременно наращивал свои производственные мускулы. Из «Ведомостей о фабричном заведении» за 1896 год следует: «Завод имеет: паровых машин — 2 по 14 лошадиных сил; котлов паровых — 2 по 240 квадратных футов. Рабочий день длится по десять с половиной часов. На заводе работают 140 человек. Завод имеет право на одну постоянную кровать в Григорьевской земской больнице. Родильного приюта, яслей, школ, богодельни, больничной кассы страхования — нет. Пенсии не выплачиваются…». Не думаю, что сообщение в «Ведомостях…» так уж за живое задело хозяев завода. Скорее всего, они сами из меркантильных намерений, что, впрочем, было выгодно обеим сторонам, энергично взялись за расширение производства.

Эдуард Боссе и Рудольф Геннефельд (справа налево во втором ряду) с группой рабочих. Юзовка, 1896 год

Эдуард Боссе и Рудольф Геннефельд (справа налево во втором ряду) с группой рабочих. Юзовка, 1896 год

В 1903 году на месте мастерских уже высились слесарный, механический, модельный и литейный цехи. Дальше — больше. С началом первого довоенного промышленного подъема Донбасса к 1910 году уже построены новый литейный цех, расширены модельный и механический, в кузнечный — добавился горн и поставлен молот. На заводе уже трудятся 200 человек. В эти же годы рабочий коллектив пополнили молодые люди, о которых с годами будут вспоминать все чаще и чаще: Никита Хрущев, будущий 1-й секретарь ЦК КПСС, И.А. Стрельченко, будущий комсорг, парторг и настоящий организатор масс, В.Д. Индюков, будущий первый красный директор завода. В связи с Ленским расстрелом (1912 год), на заводе активно формируются протестные настроения среди рабочих, которых уже под 300 человек, проходит однодневная забастовка. В 1913-м завод Боссе переименовывают в «Машиностроительный и чугунолитейный завод». В дополнение к имеющемуся ассортименту освоен выпуск небольших паровых и ручных лебедок и насосов, вентиляторов с ручным приводом, дробилок, шахтных клетей и вагонеток. А потом пришла череда войн, революция 1917 года. За время империалистической войны прибыль завода Боссе и Генефельда составила 75 тысяч рублей. Рабочий день увеличился до 14 часов. Никакой охраны труда, на нулевой отметке медицинское обслуживание. Вместо светлой перспективы — лавина событий и потрясений мирового масштаба, напрямую затронувших и жизнь коллектива.

В октябре 1917-го на заводе создан большевистский Совет. Наряду с управляющим, младшим Боссе, действует рабочее правление, в которое входят Н. Сапов, И. Полунин, И. Горбунов. Все больше овладевают массами выступления председателя Юзовского совета рабочих депутатов Я. Залмаева. В декабре из рабочих завода формируется красногвардейский отряд под командованием М. Кабанова. 1918-й знаменуется формированием вооруженных отрядов под началом рабочих Д. Митрофанова, Н. Буряка, И. Жогова, принявших участие в боях с белогвардейцами Деникина. В огне гражданской войны сгорели и разрушены цеха, оборудование пришло в негодность. В 1921-м в жизни завода произошло событие, которое в то время называли не иначе, как эпохальное. По поручению партийной организации, коммунист Н. Сапов создал здесь комсомольскую ячейку. Пережив организационные трудности, разруху, в 1923-м предприятие достигло довоенной мощности и получило статус Государственного машиностроительного завода

1925-й вошел в историю завода как год его первой реконструкции. На прежней земле производственным цехам стало тесно. Все острее выдвигался в разряд первоочередных вопрос строительства рабочих колоний — жилья для заводчан. Для таких потребностей было получено 317 десятин земли, на которой уже в следующем году заводчане построили котельный и механический цеха стоимостью 5 миллионов рублей, провели железнодорожную ветку к станции Рутченково. Приобретены также первый паровоз, один грузовой и два легковых автомобиля.

1926-й год следует считать началом массового строительства заводского поселка. За очень короткий срок энергичными темпами были построены 75 двухквартирных домов. Десятки семей рабочих и служащих из землянок и балаганов переехали в капитальные строения. Возведенные дома напрочь опровергли устоявшееся мнение: все, что строится быстро, недолговечно. Построенные в конце 1920-х дома и ныне здравствуют на улице Куприна, других улицах, что окружают завода. Немудреные по своей архитектуре, они, тем не менее, не затерялись среди домов более поздней постройки и другой планировки. Обновление и наращивание производственных мощностей, строительство жилья напрямую способствовали увеличению почти до тысячи человек численности работающих, росту объемов производства и реализации продукции. Завод одним из первых в Донбассе за 3 года (!) реализовал план первой пятилетки. В 1932 году досрочно выполнен почетный заказ энергетиков на изготовление 784 мачт для «Днепростроя». В следующем году в поселке открылись больница и столовая.

Между тем идеологии молодой Страны Советов делали все, чтобы вычеркнуть из памяти простых людей всякие намеки на капиталистическое прошлое заводов, шахт, поселков и городов. Под гребенку попал и бывший завод Э.А. Боссе. В 1935 году он получил название имени 15-летия комсомола Донбасса. В знак создания в апреле 1920 года Комсомольской организации Донбасса. Впрочем, и под этой шапкой он продержался недолго. Республиканское начальство посчитало такое название местничеством и приказало назвать завод имени Ленинского комсомола Украины. Под этим, в общем-то звучным, логотипом одно из лучших предприятий машиностроительной отрасли Украины и СССР благополучно дожило до перестройки. В 1989 году отметило свое 100-летие, в этом — отметит 125-летие. Но уже в другом экономическом статусе и под очередным новым названием — ОАО «Донецкгормаш».

Знаковые изделия завода

Первые в СССР роторные погрузочные машины для Экибастузской и Березовской ГРЭС Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса. Подъемное оборудование, удостоенное в 1959 году на Всемирной выставке в Брюсселе «Гран-при». Первый образец самого крупного в мире вентилятора ВЦД-47 «Север» для работы в условиях Крайнего Севера. Уникальные оборудование и машины для работы в тоннелях Асуаннской плотины в Египте. Славные трудовые страницы, известные всему миру лица, посещавшие передовое предприятие Донбасса и страны. И все это наш завод. Машины и механизмы отработали свое и ушли на переплавку. Известные некогда люди по разным причинам сегодня и не на слуху, и не на виду у жителей и гостей города.

49. Донецк. Аэрофотосъемка начала 1960-х

Боссе, начало 1960-х

Но Донецк никак не представить без величественного монумента «Твоим освободителям, Донбасс!». История его создания уходит корнями в далекие 60-е и 70-е годы прошлого века. Вначале было принято соответствующее постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, а затем начались изыскательные и проектные работы над воплощением идеи в монумент. В 1976 году над памятником параллельно работали коллективы скульпторов Киева и Донецка. В конце концов за основу приняли разработку донецких авторов: скульпторов Ю.И. Балдина и А.Н. Порожняка, архитекторов В.П. Кишканя и М.Я. Ксеневича. В 1982 году художественный совет Министерства культуры СССР утвердил проект, во главе которого стоял автор многих идей Юрий Иванович Балдин.

Возводили монумент тресты «Донецкшахтострой» и «Донецкметаллургстрой», «Донецстальконструкция» и «Днепростальконструкция». Не вдаваясь в подробности технологии создания такого объекта, скажем, что самое непосредственное участие принял в нем и коллектив сборочно-сварочного цеха Донецкого машиностроительного завода имени Ленинского комсомола Украины. Изначально — завод Боссе.

На строительство израсходовано более 850 тысяч советских рублей. Величественный монумент «Твоим освободителям, Донбасс!» открыт 8 мая 1984 года.

Судьба им уготовила разлуку

Как свидетельствует история, Эдуард Боссе и Рудольф Генефельд, скооперировавшиеся на поприще постройки своего завода, в таком альянсе прожили недолго. В 1902 году они поделили свою собственность. Машиностроительный и чугунолитейный завод в поселке Юзовка отошел Боссе, а механический завод в Петро-Марьевке на реке Лугань (ныне Первомайский электромеханический завод имени К. Маркса) перешел в собственность Р. Генефельда. Почитатели организаторских способностей Э. Боссе считают, что он являлся и соучредителем Донецкого общества железоделательного и сталелитейного производства в поселке Дружковка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Ныне это ОАО «Дружковский машиностроительный завод» в Дружковке Донецкой области.

bosse-2013

«Боссе» в современном Донецке. Фото автора

Какие бы точки зрения на историю деловых отношений этих людей не существовали, одно остается незыблемым. После 1902 года судьба их развела. Эдуард Боссе с семьей уехал в Прибалтику. Надеялся вернуться. Не получилось. Из семейных тайн Эдуарда по крайней мере одна до сих пор считается загадочной. По семейному преданию, Павел Эдуардович Боссе является приемным сыном семьи Боссе. В 1890 году, возвращаясь с работы, Эдуард Боссе нашел сверток с ребенком у ворот своего дома. Вместе с женой Хедвиг фон Руктешелль (28.04.1866 — 17.04.1936 гг.) он мальчика усыновил. Со временем он стал инженером и в полном смысле был правой рукой Эдуарда Боссе во всех его делах и начинаниях. Вплоть до 1917 года являлся управляющим завода в Юзовке. В 1920 году предприятие национализировали. По крайней мере, вплоть до 1922 года Павел Эдуардович проживал в нашем городе. Дальнейшая его судьба не известна. Основатель завода умер 27 июня 1927 года в Риге, Латвия. К сожалению, не известна дальнейшая судьба Рудольфа Генефельда после того, как они поделили совместную собственность с Эдуардом Боссе.

  • Автор: Анатолий Бирюков
  • Источник: газета «Вечерний Донецк»


1 Comment

  • drew
    drew

    На фото: «Боссе, начало 1960-х» видна часть Парка Культуры и отдыха завода 15летия ЛКСМУ, еще в начальном периоде.
    Еще нет стадиона, жаль не видно, что было левее, куда ведет аллея, там должны быть атракционы, танцплощадка и тир ДОСААФ.
    Также еще нет тира возле кинотеатра Родина. На фото уже есть: кинотеатр Родина, колоннада входа в парк с фонтаном и летний кинотеатр.
    Очень плохо помню из детства когда он был. Хотелось бы фотографий, когда он был в рассвете, т.е. до 80-х, когда его конкретно подтопило, затем его угробили, и сделали свалку.
    Жаль большой и красивый был парк

Войдите, чтобы оставить комментарий