letopis-donetska-thmb

3 августа 1939 г. в летнем театре парка культуры и отдыха г. Сталино спектаклем «Дети солнца» окончил свои гастроли Одесский русский драматический театр.

А начинал их коллектив 17 июля. Сталино — это последний этап гастрольной поездки театра по Донбассу. Открылись гастроли непревзойдённой вершиной русской классической драматургии — бессмертной комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума». Вслед за ней театр показал гениальную пьесу Льва Толстого «Живой труп».

Однако ведущим драматургом творческого коллектива всё-таки был А.М. Горький. Из четырёх пьес, которыми гордился театр, в Сталино были привезены две — «Последние» и «Дети солнца».

Из западно-европейской классики в гастрольную поездку коллектив включил «Мачеху» Оноре де Бальзака. Две пьесы, поставленные в Сталино, принадлежали советским драматургам — это «Падь Серебряная» Н.Ф. Погодина и «Генеральный консул» Л.Н. Шейнина и братьев Тур.

Игра театра подверглась нещадной критике в местной прессе. В рецензии на спектакль «Горе от ума» некий Л. Волховский писал: «Постановка «Горе от ума» — неудача театра. Нельзя же говорить о серьезной постановке «Горе от ума», если в спектакле отсутствуют грибоедовские образы, если на сцене не чувствуется грибоедовской Москвы, если до зрителя не доносится вся неувядающая прелесть грибоедовского стиха». Ни постановка спектакля, ни игра актеров, ни оформление сцены, по мнению критика, не удовлетворяют требованиям зрителей Сталино, впервые увидевших на сцене летнего театра бессмертную комедию А.С. Грибоедова. Обновленная крутящаяся сцена летнего театра сыграла с постановщиком спектакля «Горе от ума» злую шутку:

«Постановщик спектакля В.Б. Вильнер не признал для себя возможным считаться с монолитностью грибоедовских актов комедии, и единое действие первых двух из них разбросал по нескольким комнатам, полагая, видимо, что раз сцена театра имеет подвижной круг, значит его обязательно нужно использовать. Что за беда, если Софья по воле режиссера пробежится через весь дом, чтобы из двух окон видеть падение Молчалина с лошади. Неважно, что окна находятся в противоположных концах. Важно, чтобы вертелся круг!»

В рецензии на спектакль «Живой труп» В. Дроздов останавливает особое внимание на игре заслуженного артиста республики Н. Соколова, исполнившего роль Феди Протасова: «Тонкими штрихами передает Н. Соколов необычайно противоречивый характер Протасова, наделяя этот образ большей лиричностью, рисуя его мягкими акварельными красками». Однако, по мнению рецензента, «не все исполнители правильно поняли основную идею спектакля, призванного показать пакость старой жизни. На спектакле известный налет мелодраматизма и сентиментальности». А это, конечно же, недопустимо, ведь в искусстве господствовал социалистический реализм.

В завершение своей работы театр провел выезды на Сталинский металлургический завод, шахту им. Челюскинцев и в колхоз «Новый путь». Зрители, в отличие от критиков, очень хорошо приняли Одесский театр, и творческий коллектив уехал окрыленным. Артист Одесского театра В.Л. Воронин в заключительной заметке газете «Соц. Донбасс» написал: «Радушный приём, который мы встречали, говорит о том, что театр делает нужное и полезное дело. Поездка в Донбасс творчески обогащает каждого из нас, даёт большую зарядку. Мы воочию увидели грандиозный размах строительства всесоюзной кочегарки, могучих городов угля и металла, рост новых замечательных кадров стахановцев и командиров».

  • Е. Згинник
  • По материалам газеты «Соц. Донбасс»


Войдите, чтобы оставить комментарий